3

Таджикистан — страна с древней культурой и традициями. Роль культуры в достижении мира и социального сплочения в Таджикистане огромна. Народные традиции сплотили людей и легли в основу устойчивого мира. Культура таджиков по-своему уникальна и требует приумножения и сохранения национальных ценностей. Самой яркой страницей культурных событий в Таджикистане в 1999 году стало празднование 1100-летия государства Саманидов и 8 годовщины Дня независимости. В государстве Саманидов (874 — 1005 гг. н. э.)]] сформировалась таджикская нация с общим языком, территорией и культурой. Из корней этого первого государства выросли цивилизация и государственность последующих поколений таджиков; и сейчас на заре третьего тысячелетия Таджикистан известен во всём мире как независимая страна. В дни празднования состоялись симпозиумы и международные конференции. Самый символичный из них, IV Международный форум таджиков и зарубежных соотечественников, проходил в г. Душанбе. Многие таджики из других стран мира приехали на это торжество. Ряд конференций на тему «История, цивилизация и культура Саманидов» прошли в Душанбе, Санкт-Петербурге и Иране, а также во всех районах и городах страны. В национальном историческом музее открылись новые выставочные залы, посвящённые Дню независимости, а также с экспозициями орудий труда, музыкальных инструментов, монет, одежды эпохи правления Саманидов. К 1100-летию государства Саманидов была организована крупная книжная выставка, на которой было представлено более 1500 книг. Выставку посетили более 700 человек. Министерство культуры РТ организовало конкурс библиотек «Чароги хидоят» (Свет наставления) с проведением конференций и встреч. Первое место было присвоено библиотеке г. Худжанда. Министерство культуры провело более 10 фестивалей, 8 международных и республиканских конференций. В честь знаменательной даты было издано 189 наименований книг. Так, в фестивале народного творчества «Андалеб» (соловей) участвовали 62 района республики. Его просмотрели 1,5 миллиона зрителей. Был организован театральный фестиваль «Парасту-99» (Ласточка), в котором участвовали 14 театров и 240 исполнителей. Число зрителей было выше 10 000 человек.
Музыка и танцы

Музыка и танцы как пишет портал http://vilingstore.net/search играют важную роль в таджикской культуре. Вопросы профессионального музыкального образования и музыкального наследия таджикского народа обсуждались учёными из Таджикистана, России, Франции на фестивале «Таджикская музыкальная культура начала XXI века: приоритеты развития». В г. Душанбе проходил четвёртый фестиваль книги и музыки для детей и юношества, организованный в рамках программы «Фонд мира детям», целью которого было продвижение общечеловеческих ценностей. Детская танцевальная группа «Джахоноро» (Украшение мира) на международном фестивале «Дети мира и искусство», проходившем в Турции, заняла первое место среди 36 стран-участниц.
Литература
Классическая литература

Таджикско-персидская поэзия, проза, рукопись, миниатюра развивались на протяжении нескольких веков. Наиболее яркий период развития таджикской литературы приходится на средневековые времена, когда в Средней Азии появилось первое мусульманское таджикское государство — эмират Саманидов (874—1005 гг). Именно в это время началось и формирование таджикской нации. Саманиды уделяли огромное влияние науке и поэзие. Такие выдающиеся поэты и ученые того времени как Рудаки, Абуали ибн Сина (Авиценна), Фирдоуси, Унсури, Дакики трудились при дворе Саманидов. Иранцы и таджики тогда были единым народом с общими корнями поэтому и литература, искусство, наука тоже были всеобщим достоянием. Эта идеологическая база была единой для ряда территорий и народов, что и обусловило общность развития культуры в целом.

Экспансия и завоевание арабами-мусульманами Средней Азии оказали огромное воздействие на судьбы народов Ирана и Средней Азии. Были уничтожены следы богатой домусульманской культуры, уничтожалась доисламская таджикская архитектура, сжигались книги, рукописи. Главной религией стал ислам а всеобщим языком — арабский. Прошло немало времени до наступления ренессанса культуры, который начался на новой основе и проходил в новых условиях. Формирование нового литературного языка — фарси (таджикско-персидский) приходится на IX—X вв. Рудаки — гениальный поэт, основоположник таджикской литературы, усовершенствовал язык, впервые использовав его в светской поэзии, заложил основы ряда литературных жанров. С этого момента начинается длительное и блестящее развитие литературы, расцвет которой привел ее к всемирной славе.

В конце X в. Фирдоуси создает всемирно известную героическую эпопею «Шахнаме», превосходящей по объему и содержанию все существующие ныне произведения. XI век ознаменовался созданием такого жанра, как романтический эпос. Появляется ряд поэм, написанных Унсури, Айюки, Гунгури, Омар Хайям в этом стиле, но венцом законченности и красоты стала «Хамсе» («Пятерица») Низами, созданная им в XII веке. В XIII веке появляются на свет «Бустан» и «Гулистан» Саади, в XIV веке — произведения продолжателей традиций романического эпоса — Амир Хосрова Дехлави и Хаджу Кирмани, Камола Худжанди и мастера газели Хафиза Ширази. XV век — поэзия Джами, охватившая по замыслам и стилистике все жанры предшествующей литературы, тем самым как бы подытожившая ее.

Персидско-таджикская литература развивалась на обширной территории, распространяясь по ней благодаря странствиям поэтов, ученых, путешественников, купцов и пересылкам иллюстрированных миниатюрах.

У вас плотный рабочий график и вы не успеваете пойти на прием к врачу? В таком случае на помощь придет онлайн запись к врачу, который представлен по адресу http://запись-к-врачу.рф

Автор: admin - 13 января, 2016 | Категория: С миру по нитке | Нет комментариев -