Ботинические описания литопсов
Традиционное описание литопсов связано с большим количеством неузаконенных субъективных метафор: лица, моря, островки, полуостровки, плева, окошки, каналы, прожилки, губы, пустулы, наросты, щели, плечи, головы и тела, что в целом очень похоже на бормотание сумасшедшего.
Но каждая метафора имеет свой определенный смысл, а угловатые кубистические наборы слов типа «острова в растрескавшихся-как-губы-окнах» воспринимаются не более чем шутка. Несколько примеров помогут понять скрытый смысл метафор: усеченную поверхность литопсов чаще всего называют «лицом», которое зачастую имеет более или менее прозрачные «окошки». «Окошко» рассматривается как «море», если присутствуют «островки» — пигментированные участки, «удерживающиеся на плаву»; бурные колебания морских волн омывают берега «полуостровов». Двигаемся теперь в сторону корней.
Поверхность, находящаяся ниже уровня морского побережья, зовется «плечами», а в целом все это называется «телом» или «головой», чтобы было еще понятнее. На «лице» могут быть «бородавки» и впадинки или «каналы», «припухлости» располагаются в виде волдырей от ожогов на губах «щели» (просвет между спаренными листьями); прожилки рассыпаны по краям (или берегам!), а «плева» — тонкая, почти незаметная мембрана — тщетно пытается защитить «щель» и «губы» (зона над и вокруг щели). Похоже, что литопсы действительно подтверждают теорию антропоморфизма, несмотря на вышеупомянутые «окошки» и «моря»!
Коул использовал ряд великолепных терминов для описания формы «головы» у различных видов (клиновидный или сердцевидный профиль и т.д.). В любом случае, очертания голов культивируемых растений менее четкие, ибо они склонны к полноте, а это способствует сглаживанию границ и даже к изменению формы щели между листьями. Безусловно, также можно оспаривать утверждение, что раскормленные литопсы легче идентифицировать по описаниям экземпляров, растущих в дикой природе.
Палитра окрасок литопсов просто огромна. Интересно заметить, что окраска литопсов в дикой природе и тех, которые выращиваются в хороших условиях, очень схожа; мало что теряется при переводе из безграничного в ограниченное пространство. У нас нет общепринятых названий для множества оттенков, присущих литопсам. Только в изостудиях и у художников-дизайнеров можно найти определительные цветовые шкалы, но в они не смогут охватить все случайные и меняющиеся полутона.
Описание размеров является такой же трудной задачей. Чаще всего приходится оперировать более-менее приблизительными категориями: большой, средний, маленький, как размеры футболок, которые обычно сохраняют свои габариты со временем, чего не скажешь о литопсах. На фотографиях различия в размерах почти не заметны.
Подсчет голов также является проблемой. Для наименее активно делящихся видов, которые дают не более 2-3 побегов, почти всегда можно создать такие условия, при которых они забудут о своей природной скромности.
Аномалии играют такую приятную роль в привычных знаниях о литопсах, что в периодике часто содержится информация о редких, отклонившихся от нормы, но имеющих большой спрос, формах. Недополитый, перелитый, слишком затененный или обожженный литопс продемонстрирует все возможные и невозможные аспекты. Неумеренно заливаемые литопсы будут очень выпуклыми, некоторые будут иметь нетипично широко расходящиеся в стороны листья, а их окраска будет иметь бледный и тусклый оттенок. Невозможно определить такие растения, как и гибриды, случайно или умышленно полученные в теплицах и выдаваемые за чистые виды. Никакие законы не могут быть применены к растениям, полученным в результате открытого опыления. Как говорят: «Что посеешь, то и пожнешь!».
Немного об определительных ключах: до сегодняшнего дня было сделано немало попыток составления ключевого определителя для рода Lithops. Самая последняя и наиболее удачная сделана Джонатаном Кларком в 1996 году. И даже если с его помощью вы не сможете точно определить растение, он поможет вам стать более наблюдательным; неоднозначность присуща этому роду.